Оқушыларға
Диалог экспертов о проблемах современной журналистики
В рамках V Международных Фарабиевских чтений факультет журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби, кафедра ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе провели III Международную научно-практическую конференцию «Модели обучения международной журналистике в целях устойчивого развития» (МTIJ). Эксперты медиа-сферы поделились мнениями о состоянии дел в отрасли, а также опасениями относительно будущего профессии.
Если коммерческая эксплуатация стандарта мобильной связи 5G, квантовые коммуникации и следующая фаза экономической глобализации – явления для Казахстана пока фантастические, то другие технологические новшества уже плотно вошли в нашу жизнь. Однако современный медиа-стриминг приносит не только плюсы. Журналистика как профессия, ее контент, специализации, общественный и правовой статус – видоизменяются, порой весьма конструктивно. Участники конференции, а это были представители СМИ, международных организаций и вузовского сообщества, признали появление потенциально опасных траекторий развития журналистики. Первая – падение уровня доверия к СМИ, увеличение фейковой и не проверенной информации, пропагандистских или заказных текстов, информационных войн. Вторая – ужесточение условий работы журналистов, мировая тенденция снижения уровня их защищённости и безопасности. Третья - нарастающая динамика конкурентной борьбы традиционных медиа и «новых» (социальные сети и интернет-медиа), приводящая к видоизменению самого тела журналистики, клиповой структуре текстов, минимизации аналитики, популизму. В итоге – общая стагнация отечественного сектора традиционных СМИ, снижение его инвестиционной привлекательности и влияния на казахстанскую, особенно молодежную, аудиторию. Что, уже в свою очередь, воздействует на информационную безопасность государства. Каждый здравомыслящий человек понимает, что данные процессы негативно сказываются на общественной сфере Казахстана, снижают уровень позитивной социальной активности и гражданского диалога. Как отметил декан факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби, С.Медеубек: «В такой ситуации крайне важно правильно учить профессии, готовить технологически грамотных специалистов, способных самостоятельно формировать информационный контент, знающих языки и нормы права. Мы применяем возможности данной конференции в качестве площадки для обсуждения проблем и развития международной журналистики, как активной сферы мирового диалога и мониторинга глобальных проблем». Модератор конференции, Заведующая кафедрой ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе, Н.Т. Шынгысова обратила внимание собравшихся на то, как широкое и открытое обсуждение насущных проблем профессиональной сферы способно перерасти в востребованный, ожидаемый специалистами форум экспертов, объединенных желанием разобраться в проблемах не только журналистики, но и всего гуманитарного сектора, поделиться наработками и инновациями в сфере пересечения образования и медиа. Не случайно уже третий год в первую декаду апреля специалисты медиа-сферы собираются вместе, сверяют свое видение и концепции развития отрасли. Властимил Самек, Директор Департамента общественной информации ООН в Казахстане, в этой связи, также отметил огромный потенциал Казахстана в сфере развития СМИ: «У Вас много блестящих журналистов. Мы, конечно, поддерживаем прогрессивные процессы внедрения и использования технологических, передовых программ по обучению журналистике. Этот процесс систематичен и включает мировые стандарты. Это очень важно. Казахстанские журналисты, умеющие работать по мировым стандартам, успешно конкурируют с зарубежными коллегами. Они способны работать не только в масштабе одной страны или региона, но и в глобальном информационном пространстве. Работая по одним стандартам, журналисты знают, что ждать от коллег, в каких технологических и текстовых форматах предоставлять текст о своей стране для зарубежной аудитории. В конце прошлого года Министерство иностранных дел Казахстана организовывало две поездки казахстанских журналистов в Нью-Йорк для знакомства с работой постоянного представительства РК при ООН, с работой совета безопасности ООН. Лучшие журналисты республики были приняты ассистентом Госсекретаря ООН по политическим вопросам. Поездки были очень интересными. Надо также сказать, что Казахстан, когда было подтверждено исполнение обязанностей непостоянного члена ООН, принял на себя полномочия представлять в Совете безопасности не только Казахстан, но и регион Центральной Азии. И эти слова – реальность. В эти дни в Нью-Йорке находятся не только казахстанские журналисты, но и представители из Афганистана, Таджикистана и других государств Центральной Азии. Это – постоянный мост между журналистами Казахстана, Центральной Азии и ООН». Специалист отдела Коммуникации и информации Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы, Сергей Карпов, представил участникам конференции два документа: Доклад ЮНЕСКО «Глобальные тенденции в области свободы выражения мнений и развития средств массовой информации» (https://ru.unesco.org/world-media-trends-2017), а также Сборник новых учебных планов «Модель учебной программы по журналистике» (http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002211/221199R.pdf). В данных документах отражены стратегические задачи ЮНЕСКО в области медиа, свободы слова, плюрализма, независимости и безопасности журналистов, а также обновленные подходы к журналистскому образованию. В сборнике, например, представлены разделы, посвященные глобальной академической культуре журналистского образования, специализированной журналистской грамотности, учебные планы по дисциплинам: Гендер и журналистка, Научная журналистика и биоэтика, Журналистика межкультурного диалога, Журналистика данных и др. «Этот сборник – стратегический ответ ЮНЕСКО на вопрос, как журналистское образование продолжит свое обновление? Это вопрос, который Третий Всемирный Конгресс по образованию в области журналистики (WJEC-3) поставил перед своими делегатами. Есть два аспекта этого вопроса. Первый, - признает исторические траектории развития журналистского образования. Второй, - призывает к пересмотру будущей траектории журналистского образования». Профессор факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби, президент Академии Журналистики Козыбаев С.К. поделился своим мнением о положении дел в отечественном образовательном секторе: «За профессию остается боль. Надо контролировать качество и уровень процесса образования там, где готовят журналистов. Чтобы не было профанации профессии. Сейчас журналистов готовят не только в университетах. Есть неспециализированные формы. Это не допустимо. И второе – журналистика есть там, где есть мысль. Нет другого подхода. Есть плохая журналистика и хорошая. Журналистами не становятся, ими рождаются, но способствовать этому рождению – наша обязанность. Нельзя подходить к образованию, как услуге. Студент – клиент, это оскорбляет педагогику. Я 45 лет на факультете и не считаю образование услугой, это – служение, вера, полная отдача, высокая компетентность и неустанное самосовершенствование. Глава представительства Интерньюс в Центральной Азии Марат Бигалиев также обратил внимание участников на качество выпускников некоторых факультетов журналистики: «Мы представляем нашу организацию во всей центральной Азии. Мы учим наших партнеров, журналистов и редакторов, техническим новшествам. И порою слышим претензии к низкой подготовленности выпускников вузов, которые не идут в СМИ. Приведу пример: один из руководителей телевизионной станции признался в личной беседе, что ему проще взять выпускника факультетов физики или математики. Почему? Потому что он владеет элементами алгоритма, математических формул. И для работы журналиста в новых медиа эти навыки оказываются очень нужными. В Интерньюс мы больше акцентируем внимание на образовательные проекты. Сейчас разрабатывается новое руководства по информационной грамотности не только для преподавателей журналистики или студентов-журналистов. Но и всего гуманитарного сектора. Пособий по этой теме много, изданы они и в России, и на Украине. Есть переведенные с иностранных языков. Но конкретных руководств, адаптированных к условиям нашего региона и менталитета – нет. Поэтому будем адаптировать best practics, лучшие разработки на казахский и русский языки. Будем проводить тренинги для тренеров». По данной теме также высказалась профессор факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби, д.ф.н., Л.С. Ахметова: «Коллеги, необходимо определиться с терминологией. В последнее время ряд исследователей в Казахстане стали использовать понятие медиа-образование вместо журналистского образования. В этом вопросе существует, таким образом, два подхода: медийно-информационная грамотность (МИГ) и медийное образование. Грамотность и образование с добавлением медиа. Понятное дело, грамотность, это первый этап, азы изучаемого предмета, а уже под образованием понимается более углубленное, расширенное образование в области медиа. Как считают эксперты, учебные программы в постиндустриальную эпоху должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений. ЮНЕСКО предложил пять законов МИГ, включающих равенство информации и коммуникации; каждый житель – создатель информации, имеет право знать, коммуницировать, и выражать свое мнение, вне зависимости от осведомленности; информация, знания и сообщения не нейтральны; МИГ – динамичный и длительный процесс, который может считаться завершенным, если включает знания, навыки и отношения, если они охватывают доступ, оценку, использование, производство и коммуникацию информации, включают медийное и технологическое содержание Медиа-образование активно развивается в мире с середины прошлого столетия. Под этим термином понимается не столько навыки и умения по подготовке медиа-текстов (тому, чему учат журналистов и репортеров), а навыки критического отношения к получаемой из разнообразных источников информации; разграничения правдивой и объективной информации от недостоверной информации и пропаганды, а также навыки и умения работы с источниками информации, поиска нужной информации и т.д. Сегодня Казахстану необходимо определиться, кто будет готовить медиапедагогов для школ и университетов страны и нарастить потенциал для введения медиа-образования в школах. О необходимости постоянного доступа казахстанских журналистов к инновациям и новейшим образовательным методикам говорила Президент «Фонда тюркоязычных журналистов» Назия Жоямергенкызы: «Наш фонд регулярно организовывает актуальные курсы для казахоязычных журналистов. Для возможности прямой работы с зарубежными информационными порталами и базами журналистам необходимо знание английского и других иностранных языков. В этой связи у нас действуют курсы английского языка, где журналисты осваивают навыки разговорной и письменной иностранной речи, работают с педагогами-носителями языка». Президент ОФ Центр поддержки журналистов «Мінбер», к.филол.н. Есенгул Капкызы отметила необходимость образования не только студентов, но и преподавателей: «Я как журналист, медиа-тренер и преподаватель, могу сказать, что курс медиа- грамотности крайне необходим и журналистам, и педагогам. Некоторые не знают отличия компьютерной и медиа грамотности, не понимают термин «медиа-образование». Сегодня мы приступили к проекту обучения МИГ для преподавателей вузов. В данное время обучаем казахоязычных журналистов по фактчекингу. Радует, что в КазНУ есть предмет «Правовые основы журналистики». Когда мы были в Караганде, заметили, что этот курс неправильно трактуется. Идет подмена правовой журналистики и журналистских прав. В Казахстане в 25 вузах готовят журналистов. Полагаю, университеты и институты должны взаимодействовать, обсуждать и решать возникающие научные и методологические проблемы. В 2012 году мы совместно с КазНУ впервые провели тренинги для ППС десяти вузов по медиа-технологии. Это важный сегмент. Не все преподаватели обладают высоким уровнем технологических знаний. В итоге – многие журналисты не знают правила использования скрытой камеры, аудиозаписи, своих элементарных прав. Важно не сам факт получения журналистского образования, а компетентность и грамотность выпускника, юридическая и технологическая подготовка. Эксперт международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Аженова Г.Х. отметила важность таких встреч для определения основных проблем в медиа сфере: «Надо говорить и об условиях работы журналистов. Как работается сегодня журналисту, какие преграды устраивает само общество. Сегодня есть общая проблема – клевета и оскорбление. Это – уголовные преступления. Летом 2014 года был обновлен Уголовный кодекс Казахстана, в котором данные статьи получили новые номера – 130 и 131. В феврале 2018 года карагандинского журналиста обвинили в клевете по статье 130 и незаконном собирании сведений о частной жизни, согласно статье 147 УКРК. Поводом послужили статьи, опубликованные на сайте информагентства, и подготовленные по материалам приговора, вынесенного обвиняемому в громкой краже. Сам приговор был взят из официального источника – сайта Верховного суда. Однако пострадавший от кражи человек подал в суд на журналиста. Претензии были по искажению наименований и цены украденных предметов, а также по запросу, который журналист отправил в Прокуратуру и департамент госдоходов для выяснения сведений о наличии заграничных счетов пострадавшего и наличии коррупционного составляющего. В конце марта суд прекратил уголовное производство по обвинению журналиста в клевете в связи с примирением сторон. Журналист вину свою признал и принес извинения через газету. Теперь вопрос: был ли виновен журналист? Согласно нашему мониторингу такие вещи случаются практически каждый год. А мы ведем мониторинг начиная с 1999 года. Журналисту легче извиниться, чем добиваться справедливости, отстаивая свое право распространять информацию, полученную из официальных источников, у него есть документы. Но, он отступает. Значит, нет уверенности в том, что его оправдают в суде. Журналист извиняется. Доверие общества к журналисту снижается. Само общество перестает доверять другим журналистам. К сожалению наше общество само не готово отставить свою точку зрения. Даже основываясь на фактах и доказательствах. С другой стороны, есть примеры грамотного отстаивания своих интересов простыми гражданами, у которых, порой, хорошо бы поучиться нашим журналистам. Есть хороший пример победы в суде жительницы Атырау против медицинской клиники. Женщина прошла не один суд, но сумела доказать свою правоту. Журналисты тоже должны уметь себя защищать. Не хватает силы духа, компетентности, терпения, времени. Я рекомендую учить журналистов правовой грамотности, точнее выверять свои слова, лингвистически корректно их подбирать, точно ставить вопросы и быть уверенными в том, что их доказательства бесспорны и могут защитить их в суде. Надо понимать, что общество становится все более нетерпимым по любому поводу, к любому противоположному мнению». Юрист Интерньюс-Казахстан Ольга Диденко также согласилась с мнением коллеги: «К сожалению, в приоритетах современного министерства информации в большей степени стоят вопросы контроля, а не обеспечения наиболее благоприятных условий для развития информационной сферы, журналистики, рабочих мест, устойчивого развития общества и отрасли в частности. Современным журналистам приходится работать в сложных условиях. И общество, и законодательство контролируют журналистов. Это, своего рода, токсичная среда для журналистов. Необходимо стремится к созданию наилучших экономических условий для СМИ. Именно журналистка способна оздоровить общество, повысить рейтинги Казахстана в индексе свободы слова, неприятия коррупции. Необходимо повышать финансовую устойчивость медиа ресурсов, инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность отечественных СМИ. Если зашкаливает пропаганда, падает доверие к СМИ. Нужно менять парадигму. Все заинтересованные стороны, включая вузовское сообщество должны решать данные проблемы сообща. Нужна поддержка для инфраструктурных проектов медиаотрасли. Элементарно, киоски для распространения газет, к сожалению, были снесены в Алматы. Развивать полиграфию, систему розничной торговли газетно-журнальной продукции. Снижению налогообложения медиа предприятий, развитие общинных СМИ, создание общественного телевидения. Консультант по новым медиа Internews Анна Сухачева: «Действительно, не хватает взаимодействия. Мы следим за тем, что происходит в мире. Основные знания закладываются в вузе. Необходимо использовать все возможности для качественного образования. У нас есть возможность обучать фактченигну через вебираны, (записи все доступны, на казахском языке обо всем. От лонгридов до поправок к закону о СМИ). Есть также онлайн-медиа школа, учим удаленно, на все регионы Казахстана, делать фото, видео, понимать, что такое текст, интерактивная база. Мы можем найти лучших экспертов. Думан Смақов, редактор Factcheck.kz, представитель Medianet: «Неудивительно, что фактчекинг в Казахстане появился только в 2016 году. Именно в этом году были организованы первые семинары и тренинги, журналисты начали знакомиться с инструментами фактчекинга. И мы среди них. Также, в рамках политики информационной грамотности, фактчекинг в формате учебной дисциплины для высших учебных заведений вошел в программу Университета имени Сулеймана Демиреля. В эпоху пост-реалий желательно, чтобы каждый современный университет включал контент медиа грамотности и факторинга в свои учебные планы. Сейчас в информационное пространство современных медиа вбрасывается большой объем фальшивых фактов и подделок. Они невероятно подрывают основы институтов гражданского общества, угрожая тем самым не только одному человеку, но и всему человечеству. По большей части мошенническая информация может, в первую очередь, влиять на национальную информационную безопасность. Таким образом, важно, чтобы для преподавания студентов в ближайшем будущем проводилась подготовка преподавателей по данному профилю. Таким образом, все участники конференции сошлись на том, что образование – живая структура, которая требует внимательного и бережного отношения, постоянного возделывания, совершенствования, интеллектуального вливания. Журналистское образование растит будущих модераторов общественной сферы, социальных и гуманитарных процессов. Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для получения качественного образования по мировым стандартам.
Елена Дудинова
Доцент КазНУ им.аль-Фараби